За Краем Асфальта

Колесами и подальше.

Previous Entry Share Next Entry
До острова и обратно. Ямал. Часть 5.
alekseyt




Наверное, я никогда не допишу Ямал. Так же как и никогда видимо не будет написан Памирский тракт, Байкал и еще что-то.. Как то все тяжело стало даваться…

Ну так вот, остановились мы на площадке будущей буровой, после двухнедельного движения по Ямалу, замело нас снежком под утро, и вышли мы на самую интересную часть маршрута - назовем его спецучасток. Кусок тундры от крайней буровой до берега пролива Малыгина. Всего 80 км. Ехать мы будем их двое суток. С 8 утра до 3 ночи.

Утром видимость была 100 метров.




Площадка, на которой ночевали, была окопана со всех сторон, и первые полчаса мы просто искали, как перевалить через снежный бруствер в тундру. Когда нашли, все оказалось еще сложнее. Пурга принесла тепло, и наст перестал нас держать. Аркадий стравился в 0,3, но ощутимого результата это не принесло. Мы топтались уже полтора часа, и отъехали от бруствера метров на 200.

Сначала мы хотели идти по следу ижевцев, но не читался ни след, ни его направление, а когда мы вставали на него, все получалось еще хуже, просто валились с него, или что еще хуже, подмерзший след от Арктиков попадал между мостами и мы висли.

Внезапно из пурги показался столб с проводами.



А еще через полчаса брошенная буровая.



Мы долго рассуждали, но так и не поняли, почему и зачем она тут брошена.



Прямо напротив буровой у нас спустило заднее колесо. Оно нас донимало и раньше, как помните, нам с Женей пришлось выбросить из него камеру, и набивавшийся снег постоянно отжимал край покрышки. Стало закрадываться мысль, что с этим колесом мы и натрахаемся, и напляшемся. Забегая вперед, скажу, что реалии были сильно хуже. Колесо, сначала правое, а потом и левое, просто сломало нам мозг.



Пока мы прогревали колесо горелкой и качали, колонна исчезла впереди. В рацию было все рядом, но впереди не было не только машин, но и следа от них. Мы как то напряглись с Женей. После недолгих ругательств, за нами вернулся пешком РАзгром, и Аркадий на машине. Колея за 20 минут и вправду исчезла, потому, договорились, что больше расходиться не будем.



Началось будничное рубилово.



Знаете, это не то рубилово, что летом, или в болоте, с шутками, прибаутками, криками, весельем и пивом. Поэтому, я называю его будничное. Есть такое, быстрое, когда нудно срезать через лес километров 5-6-10, чтобы не делать крюк в 30-50. Ты ломишься через лес, на полных газах, ветки бьют по стеклу, адреналин! Если кто-то есть в машине, он кричит, нахрена, ты что делаешь, мы убьём машину… А ты ржешь, говоришь, не ссы Славик, я сто раз так делал! Хотя сам на адреналине, а вдруг дорог нет и застрянешь.
Здесь все не так. Нет леса. Нет воды. Нет ничего, кроме снега. И понимания, что вперед 80 км вот такого ничего. Нужно беречь силы, машину. Еще назад потом. Хотя и там не понятно что. Есть ли там хоть что-то, что позволит тебе перевести дух.



Поэтому аккуратно, метр за метром, не газуя, ты топчешь этот след, отчаянно стараясь не свалиться с него. Весь твой адреналин уходит на то, что бы подавить в себе желание нажать газ и обойти колонну, умчавшись в снежную даль. Что не возможно даже в теории. Да и вообще, нажал газ – сломал машину.



Сложнее всего, конечно, головной машине. Ему нужно угадать снег и направление. Не попасть в углубление, или не дай бог, овражек. Мы стараемся идти только верхом, иногда закладывая большие радиусы, тем самым объезжая ямы и овраги. Даже идя по ровной тундре, при глубине снега в 30-40 см, машины просто не идут. Когда мы попадаем в ямы, все становиться еще хуже.



Головная машина быстро устает. Снег режет глаза, они слезятся от полного отсутсвия контраста, от напряжения, когда ты пытаешься разглядеть ямки в снежном покрове. Поэтому иногда мы меняем Аркадия. Снег тоже разный, иногда хорошо идет Тойота, есть времена, когда хорошо идет Патриот. Даже зрение у всех разное, иногда один видит снег, иногда другой. Все движение – постоянная смена того, кто идет первым. Стоит первому сесть поглубже, его обходит кто-то дргуой, набивая более правильную колею.



Весь этот день ничем не запомнился, кроме последнего оврага, который мы пересекали несколько часов. Мы просто весь день топтали. Топтали 40 км. За 13 часов.

Вечером опять включили сияние.





Утром ничего не произошло, и до пролива все также оставалось 40 км. Однако, Разгром решил привнести немного развлечений в наше скучное передвижение, и когда я жестко прилип промеж колей, зацепил трос лебедки за серьгу прицепа. Под слова , херли смотришь, я сто раз так делал, я нажал кнопку смотки. Серьга сказала "бдзынь!" и оторвалась от прицепа. Мой зятек в таких случаях всегда говорит "Херово быть тупыми, да?"



Зашуршала мастерская полевого ремонта. Сварочный аппарат, аккумуляторы, все дела. Мы с Женей пока решили выбить весь лед, потому что, что-то нещадно стучало второй день. Так как на Ямале постоянно нещадно дует, мы окопали машину, направив весь выхлоп под машину, чтоы хоть как то там нагреть пространство. Надо сказать , что это весьма помогло, разве что воняло.





Угрохав на все это с часок –полтора, мы продолжили, как говорил Разгром, адское мчание по тундре.



Два раза нам попадались стойбище ненцев. Вокруг стойбища все вытаптывали олени. Говорят, что это прямо бедствие для тундры, когда толпы оленей съедают весь мох.





Тем временем, короткий день опять заканчивался.



Я предложил Аркадию перекусить, типа обед, которого не было, но было получено предложение доехать до пролива, ведь осталось всего 8 км. Замечение, что мы их можем идти до 3-х ночи, так как за день прошли всего 30, было оставлено без внимания. Так продолжился второй день 15-часового движения без обеда.

Дальше все было грустно. Продолжало поддувать, и снег валился. Все были напряжены, в радиоэфире стояла гнетущая тишина. Мы провалились в овраг. Вот бывает такое, когда от усталости и напряжения, люди начинают делать совершенно тупые поступки. В этот раз мы решили искать выезд из оврага в три разных колеи. В один момент в свете фар я видел три долбящихся по склону оврага машины и штук восемь колей-пробников, набитых за последние полчаса. Гнетущую тишину разрядил голос Романа. В совершенно гробовой тишине, под шелест моторов голос из динамика сказал
- О, экспедиция еб*т овраг….
Надо сказать, что это весьма разрядило обстановку. Однако, до пролива было все еще больше 5 км, а время десятый час. При этом неимоверно хотелось жрать.

У нас постоянно спускали задние колеса. Камер не было уже в обоих, и мы с Женей подкачивали их каждый час, каждые сорок минут. Раз в два-три часа приходилось прогревать диски и вытапливать лед из под обода.

Опуская подробности последующей пятичасовой "гребли", скажу, что приехали мы на берег в 3 ночи. По насмешки судьбы, да собственно как и предполагалось, на берегу нас не ждал ресторан, не было мраморной набережной, и даже не горели фонари. Собственно, вообще, если бы не GPSнавигатор, то вряд ли мы смогли понять, где линия берега переходит в линию воды, потому как все было покрыто ровным слоем снега. Приехали мы на берег в состоянии таком, что зомби из фильма "Обитель зла" выглядели куда более вменяемые. К тому же Аркадий еще умудрился и застрять в овражке, встречая нас, и еще несчастному уазику пришлось вызволять героическую тоету из этого плена. Уже на излете всех моральных сил, я зацепил Аркадия "динамикой, все как он не любит, и под вопли нет-нет, давайте лебедкой, только не динамикой, разогнался от души, выдернув его как пробку из бутылки.
На вопрос из рации , "а может быть ужин", я не толерантно кричал об устройстве мира. Женя говорил, что мне надо полежать, и сейчас он сварит пельменей. Вообще, если бы не Женя, может я бы кого-нибудь даже забил полуосью, но Женя как то умел найти слова умиротворения. А может просто вовремя варил пельмени. Потому сквозь пургу пришел Аркадий и спросил, не хотим и мы вискаря. МЫ дали ему кружку и Аркадий через пургу принес нам полкружечки драгоценной жидкости. Учитывая, что алкоголь давно кончился, и все жили на сухом пайке, погон был конечно босячий :) . А потом мы разомлели, расслабились, и даже устроили в машине лаунж-бар с дискотекой. К нам пришел Аркадий с Ромой и Саша с Валей, и набившись вшестером как селедки в бочке, мы тусили под шум пурги в Патриоте.



Утро было живописным. Это было первое утро за последнюю неделю с такой живописностью. Перед окном стоял стары знак-маяк.



При этом не было ни намека на пургу, а был отличный морозный день. Ветер конечно все равно дул, но я уже привык, что на Ямале всегда дует.





Сегодня в планах штурм пролива. Мы накачали колеса на уазике, прогрели диски. Спрыгнув на лед, мы забурились. Ледобур вгрызся на метр и не достал до воды. Все хорошо.




А вот такое кино показывали в навигаторе.



Это одна из моих любимых фотографий в поездке. У меня всегда есть любимые фотографии. Часто , это не какие то пейзажи, или сияния, или люди. Чаще всего, это вот такие фотографии машины, с уходящей вдаль дорогой.



Глядя на нее, позже , я всегда вспоминаю, как попал сюда, и что было дальше. Глядя на нее, в тот момент, понимал, что это не конец моего приключения, и дальше еще увлекательнейшая дорога. Дорого в новое, неизведанной мной.

Внезапно, рядом с колеей показались "нерукотворные" следы пребывания белого медведя. Часть команды, превратившись в блогеров, ринулась фотографировать остатки медвежьей жизнедеятельности.



В середине пролива мы пересекли 73.0000 Северной Широты. Вообще, движение по проливу было не быстрым, хотя мы надеялись. Торосов не было, однако постоянно донимали заструги, и приходилось крутиться между полями заструг, выискивая путь поровнее, ну и пытаясь беречь колеса.
Наши же задние колеса стали просто выносить мозг. Преодоление любой заструги вызывало резкое отжатие покрышки от борта и как результат, спуск колеса. Бывали моменты, когда мы качали колеса каждые 15-20 минут. Тут опять впору сказать спасибо Беркуту, и их 24-му компрессору. В этот раз он отработал конечно по полной.



К берегу острова Белый мы подошли уже в темноте, несмотря на то , что сам край острова увидели еще в сумерках. Пока обогнули небольшой торос, пока запрыгнули на берег. Зато встали на ровной выдутой площадке. Несмотря на то , что встали сегодня раньше обычного, отдохнуть полноценно не получилось. Сказались две недели питания не в попад, отсутствия обедов и прочего. Меня накрыл приступ гастрита. Весьма неожиданно для меня, так как раньше у нас всегда действовало правило "Война войной, а обед по распорядку". Первый раз за всю мою историю, чтобы мы мчали, как дебилы, забивая на обед и и все прочее. Собственно говоря, как и всегда происходит, когда люди ставят перед собой необъяснимые и малоадекватные цели.

Утром я чувствовал себя лучше, но все равно не фонтан. Однако на улице было -2 градуса, и я решил не упускать возможности разнообразить свою гигиену более качественным процессом, нежели обтирание салфетками. Я выскочил в трусах на снег и быстренько обтерся весь. Сейчас то конечно понятно, что более тупой мысли за всю поездку мне не приходило. Уже буквально через два часа меня накроет температурой.

Тем временем, видимость была "хрен+50 метров". Температура -2. Все условия для адского мчания по тундре. Ну или для адского стояния :)



Машины перестали ехать совсем. Нам с Женей удалось все подняться на плато острова, и начать топтать колею. Однако до Полярной станции было 30 км и при таком раскладе мы достигнем ее неизвестно когда. А шел уже 4-й день, как мы оставили прицепы и четвертый день из двух, как мы хотели сходить туда и обратно :)

В этом момент произошла резкая смена стратегии передвижения колонны с использованием тактического преимущества отдельных транспортных средств в условиях изменившегося рельефа местности.

В рацию раздался ор Разгрома "Да е**л я в рот пять дней ехать до полярки!!" и с этим криком мимо нас с Женей на огромной скорости, вздымая вверх пол-тундры, пронеслась "стопятка" Макса. Остров Белый похож на обедненный стол, ровный, и без ям. Выяснилось, что если давить в полный газ, то за десять минут можно проходить до 1-2 км, а не километр в час. Однако, уазику такой метод, несмотря на то, что мы резко оказались последними, совсем не понравился. Мы были чуть уже колеи , но самое главное, что дикая неровность этой колеи стала раскачивать машину с такой силой, что лобовое стекло вновь заходило в проеме кузова. А потерять здесь лобовое стекло как то не улыбалось. Мы поползли на второй передаче. В этот момент у меня прям поднялась температура и меня стало заваливать. Я сожрал годовую норму парацетамола и аспирина, но это не затормозило процесс. В какой то момент я стал ошибаться и падать с колеи. Меня уговорили отдать руль Жене и я пересел на пассажирское сидение, тут же провалившись в забытье. Иногда я поднимал открывал глаза, но вокруг было все также, ничего вокруг, и гудящая пониженная передача.

После обеда мы попали в туман. Мне нравиться называть это белым безмолвием. Внезапно прекращается ветер, и начинает усиливаться мороз. Вся влага, находящаяся в воздухе кристаллизуется, и ты оказываешься в этом замерзающем тумане. Нет ни неба, ни земли, ни снега, ни солнца. Ничего. Везде одно сплошное молоко. Лучше не отходить от машины даже на 50 метров – ее уже не видно. К сожалению, у меня нет совсем ни одной фото это не частого явления.

Меня расколбасило еще сильнее. Я перелез в багажник, уперся ногами в сидения, чтобы не бросало на кочках, зарылся в спальники и куртки и снова провалился в забытье. Иногда было слышно переговоры по рации, как теряли дорогу, как топтались. В какой то момент, мы проворонили накачку и у нас разбортировалось левое заднее колесо. Оно и раньше конечно разбортировалось, но только одна сторона, сейчас же слетели обе. Было принято решение поставить запаску. Я пытался выйти из помогать, но…

Дальше на горизонте показались огни "полярки" . Это была радость. Это была финальная точка. Еще немного, километров 5-7, и мы будем у цели. Я все это слышал, валяясь в багажнике. Было немного грустно, что я не смог сам доехать до Полярной станции.

В этот момент запищал бипер на панели, я вскочил у увидел на компьютере температуру в 108 градусов. Машина кипела.


Cпасибо всем, кто поддержал нас в этой экспедиции и помог собрать машину.

ЯмалСПГ - http://yamallng.ru/
Равенол - http://www.ravenol.su/
УазПотребсоюз - http://uazps.com/
Wesem-Light - http://wesem-light.ru/
Рациональ - http://rational64.ru/
Беркут - http://berkut-compressor.ru/
Такелаж+ - http://tp-pro.ru/
ИжТехно - http://www.izh-techno.ru/
Самовар - http://npk-samovar.ru/
МЗСА - http://www.mzsa.ru/
KennyMaster - http://kennymaster.ru/
GKA Sport - http://gkasport.ru/

ЖилКап - http://www.zhilcap.ru/









  • 1
Хроники пикирующего патриота, ёма-ё!

Фотографии нереально красивые, и текст - настоящий триллер с неожиданной концовкой. Как всегда, ждем продолжения!

Кстати, поздравляю с хорошим делом!!

Спасибо огромное! :)

Только ради некоторых фоточек стоило ехать.

Ради ощущений :)

По мне так сомнительные ощущения :)
Ты же знаешь, я не люблю холод и вот это вот всё ;)

Хоть и редко. Но ярко!

Да, не часто :(

Читаю,как книгу!невероятная поездка!жаль ,что приболел.ждем продолжения!


Супер! Всегда читаю с удовольсвием. Текст держит в напряжении

Круто!
Нереально круто, прекрасный текст, замечательные картинки!
Спасибо!

не затягивай, давай продожение

Очень захватывающий отчет, хочу продолжения!
Диванным экспертом выступать не буду.

Дождался. Новый пост!
Концовка как в сериале, на дико интересном месте! Надеюсь, продолжение не за горами.

Слов нет, красиво!

Как же я ждал продолжения!

  • 1
?

Log in